Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.
Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.
Руководит работой консорциума Австралийский совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского национального института педагогических измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Цель: Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получающие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Суть исследования и его организаторы.
Состоящая из английских букв аббревиатура PISA расшифровывается как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Данное исследование призвано проанализировать имеющееся актуальное качество получаемого школьниками образования, а также соответствие знаний реалиям жизни в современном мире.
На что направлены мероприятия в рамках PISA? На оценку грамотности пятнадцатилетних школьников, получивших общее среднее образование. И эта грамотность анализируется в трёх основных областях: математической, естественнонаучной и читательской. Но упор делается на то, как достигшие 15-летнего возраста ученики школ могут применять получаемые во время обучения знания в жизненных повседневных ситуациях для решения большого количества задач в разных сферах деятельности человека, включая финансовые достижения, социализацию и преодоление различных препятствий.
PISA имеет принципиальные отличия от прочих существующих оценочных систем. Они заключаются в:
- Широте охвата. В программе участвуют многие мировые государства.
- Уклоне на непрерывное обучение в течение жизни. Участники исследования сообщают о представлении о себе спустя некоторое время, о мотивации к продолжению обучения после основного образования, о стратегиях получения новых знаний и навыков.
- Ориентации на политику, предполагающую связывание данных о результатах образовательного процесса и отношении к обучению со сведениями о происхождении учащихся, их социальном статусе и о факторах, влияющих на усвоение знаний и навыков в школах.
- Систематичности и планомерности, позволяющих странам-участницам отслеживать успешность достижения образовательных целей в динамике.
Исследования проводятся OECD – Организацией экономического сотрудничества и развития (русская аббревиатура – ОЭСР). В России программа реализуется Федеральным институтом оценки качества В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:
- Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.
- Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.
- Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.
Кыргызстан готовится к исследованию PISA-2025. Это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит исследование раз в три года.
Кыргызстан участвовал в PISA дважды — в 2006 и 2009 годах и занял последние места. После этого республика отказалась участвовать в данной программе. Мы дважды занимали последние места, последний раз участвовали в PISA в 2009 году.
Математическая грамотность
PISA: математическая грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020 | https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf |
Институт стратегии развития образования. Банк заданий. Естественнонаучная грамотность | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ |
Банк заданий PISA (математическая грамотность) | https://clck.ru/TeXmB |
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики | https://clck.ru/RrBVE |
Сборник тестов по математической грамотности для учащихся 5-11 классов | https://clck.ru/TeVxQ |
Математическая грамотность Сборник тестовых заданий по математике (6-7 классы) | https://goo.su/4KQh |
Математическая грамотность. Банк заданий | https://clck.ru/SGLHf |
Электронный банк заданий функциональной грамотности | https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events |
Банк заданий по функциональной грамотности | https://media.prosv.ru/fg/ |
Диагностическая работа для учащихся 5 классов математическая грамотность | https://100balnik.ru.com/wp-content/uploads/2019/09/МА_5_2019_демоверсия.pdf |
Диагностическая работа для учащихся 7 классов математическая грамотность | https://100balnik.ru.com/wp-content/uploads/2019/09/МА_7_2019_демоверсия.pdf |
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач | http://center-imc.ru/ |
Математическая грамотность | http://testuser7.narod.ru/School3/Ahmetova1.pdf |
Тесты по математике для подготовке к PISA | https://kopilkaurokov.ru/matematika/testi/tiesty-po-matiematikie-dlia-podghotovkie-k-pisa |